Никарагуанский жестовый язык
Никарагуанский жестовый язык – единственный язык, возникший естественным путем. Он появился спонтанно среди глухонемых детей, которые до создания специальной школы не имели общего языка.
Уникальность никарагуанского жестового языка
Существуют тысячи языков, живых и мертвых, о которых мы можем судить по их уже сложившейся системе. Есть и искусственные языки, созданные для тех или иных целей. Известен также единственный язык, возникший естественным путем, за развитием которого современники могли наблюдать с момента его зарождения. Это Idioma de Señas de Nicaragua, никарагуанский жестовый язык.
Уникальность этого языка, пусть и не предназначенного для устного общения, состоит в том, что его никто не собирался создавать; он появился спонтанно в условиях вынужденного общения людей, не владеющих никакими другими языками. Этот процесс стал возможен благодаря созданию специальной школы для глухонемых детей в Никарагуа, где возникла необходимость в общении и взаимодействии между детьми, которые до этого не имели возможности общаться на одном языке.
Школа для глухонемых детей в Никарагуа
До 1980-х годов в Никарагуа у глухих не существовало жестового языка. В нескольких специализированных школах детей с нарушениями слуха обучали чтению по губам и устной речи на испанском языке. Этот метод, известный как «орализм» (от английского слова oral – устный), подразумевал обучение глухих через чтение по губам и повторение артикуляции говорящих людей. Орализм был популярным методом в различных странах, включая и Никарагуа.
Считалось, что только освоив общепринятые нормы речи, глухие смогут преодолеть социальную изоляцию и стать полноценными членами общества. Жестовые языки до 1960-х годов даже не рассматривались как настоящие языки, а воспринимались скорее как мимико-жестовое подражание. Более того, в некоторых случаях жестовые языки подвергались запретам. В Никарагуа это произошло после прихода к власти в 1979 году революционеров-сандинистов, когда Наталья Попова, специалист по коммуникации глухих, была назначена руководить образованием для глухих в стране.
Работа по социализации глухих велась в Никарагуа с 1946 года, когда была открыта первая специальная школа с классом для глухих. К началу 1980-х годов количество таких школ возросло до семи. Однако в 1980 году, после прихода к власти сандинистов, их число увеличилось до 24.
До революции сандинистов в 1979 году в Никарагуа функционировали специализированные школы для детей с инвалидностью, где были небольшие классы для глухих. Однако в 1980-х годах, после того как никарагуанские социалисты начали «крестовый поход против безграмотности» (La Cruzada Nacional de Alfabetización), количество таких школ и число глухих учеников значительно увеличилось. В результате всего за несколько лет, благодаря постоянному взаимодействию между собой, глухие дети в одной из школ Манагуа сумели создать новый жестовый язык с нуля. Их обучением до этого времени никто не занимался, поэтому все они имели лишь некоторый запас собственных жестов, которые были понятны только членам их семей. Эта ситуация создала уникальные условия для появления нового языка.
Учителя школы не владели стандартным жестовым языком и вначале пытались научить воспитанников читать испанский по губам. Понятно, что из этой затеи ничего не вышло, поскольку дети испанским не владели и не знали, как должны произноситься звуки и как они складываются в слова с определенным значением. Тем не менее, у нескольких сотен детей возникла необходимость понимать друг друга и общаться. Так и появился общий язык жестов, причем, что интересно, изобретали его в основном дети младшего возраста, а старшие только перенимали.
О том, что дети общаются между собой не просто жестами, а могут выразить сложные понятия на языке, грамматика которого содержит собственные правила согласования частей речи, взрослые узнали спустя несколько лет, когда учителя наконец поняли тщетность попыток обучить детей испанскому и обратились за помощью к специалистам по жестовым языкам. Этот момент стал поворотным в истории никарагуанского жестового языка.
Когнитивные способности и язык
Известно, что дети до 3 лет не умеют ставить себя на место другого человека. Так, если ребенку показать видео, в котором человек кладет книгу на стол, потом выходит из комнаты, а в это время книгу убирают в шкаф, то ребенок скажет, что после возвращения человек будет искать оставленную им книгу в шкафу. В раннем возрасте трудно понять, что человек отсутствовал в комнате и не может знать, куда спрятали вещь, хотя это видел зритель.
Аналогичные результаты дали исследования, проводимые с выпускниками школы ранних лет выпуска; тогда как выпускники, владевшие поздним вариантом жестового языка, уже отвечали с позиции героя видео, которому неизвестно, что происходило в комнате во время его отсутствия. Анализ различий этих двух вариантов показал, что в языке возникли жесты, передающие понятия, связанные с когнитивными способностями, такие как «думать», «знать», «понимать».
Одним из важнейших этапов в развитии языка стало формирование грамматики – системы правил, которая привела к упорядочению никарагуанского жестового языка. Например, дети начали использовать пространственные жесты для обозначения направления действия: жесты «давать» и «брать» стали различаться по направлению руки, что позволяло указывать на получателя действия. Также появились грамматические конструкции для обозначения временной последовательности: жест, обозначающий «вчера», мог сочетаться с действием, указывая на то, что событие произошло в прошлом.
Ключевым элементом грамматики никарагуанского жестового языка является использование указателей для обозначения объекта и субъекта. Например, чтобы выразить фразу «Я дал яблоко ему», дети использовали последовательные жесты: сначала указывали на себя, затем на объект (яблоко) и в конце на получателя. Эта структура предвосхищает синтаксис многих вербальных языков, в которых порядок слов важен для понимания смысла. Интересной особенностью грамматики этого языка является то, что предлоги в нем ведут себя как глаголы: если англоговорящий скажет «the cup is on the table» («чашка на столе»), то носитель никарагуанского жестового языка выразит это как «table cup ons».
Эти наблюдения подчеркивают важность языка как инструмента для формирования когнитивных навыков. Язык не только служит средством общения; он также влияет на то, как мы воспринимаем мир вокруг нас. В случае никарагуанского жестового языка это проявляется в том, что его носители развивают более сложные концепции и абстрактные идеи по мере освоения языка.
Научные исследования и открытия
Изучение никарагуанского жестового языка привело к множеству интересных открытий в области лингвистики и когнитивной науки. Лингвисты начали исследовать различные аспекты языка: его грамматику, синтаксис и семантику. Уникальность языка заключается в том, что он развивался за короткий период времени и демонстрирует все стадии языкового развития – от простых жестов до сложной грамматической структуры.
Одним из ключевых моментов является то, что внешних влияний на формирование языка не было. Это делает никарагуанский жестовый язык особенно интересным для лингвистов: он предоставляет возможность наблюдать за естественным процессом создания языка в реальном времени. Исследования показывают, что язык может развиваться спонтанно даже без формального обучения или внешнего воздействия. Кроме того, изучение никарагуанского жестового языка помогает лучше понять механизмы обработки информации мозгом. Специалисты по нейролингвистике исследуют, как различные языковые структуры влияют на когнитивные процессы. Это открывает новые горизонты для понимания того, как язык формирует мышление и восприятие.
Заключение
Никарагуанский жестовый язык является уникальным примером того, как язык может возникать спонтанно и развиваться без внешнего вмешательства. Этот язык стал основой для формирования сообщества глухонемых людей в Никарагуа и продолжает оставаться важным элементом их культурной идентичности.
Таким образом, изучение никарагуанского жестового языка продолжает оставаться актуальной задачей для лингвистов и специалистов по когнитивным наукам. Его уникальные характеристики предоставляют богатый материал для дальнейших исследований и открывают новые перспективы для понимания человеческого языка в целом. С момента открытия никарагуанский жестовый язык является объектом внимательного изучения лингвистов, показывая идеальный образец самостоятельного развития языковой системы с нуля. Этот язык развивался, усложнялся и совершенствовался настолько быстро, что выпускники школы разных лет впоследствии с трудом могли понимать друг друга. Это свидетельствует о том, что язык не просто выживал – он активно эволюционировал.