ОГЭ по русскому языку в 2025 году
Структура и содержание ОГЭ по русскому языку в 2023 году: описание заданий, подсчет баллов, перевод первичного балла в традиционную пятибалльную систему.Никаких изменений в структуре и содержании экзаменационных заданий ОГЭ по русскому языку в 2025 году не предвидится, поэтому девятиклассники, готовящиеся к экзамену с прошлого года, могут спать спокойно.
Изменения в ОГЭ в 2022-2023 учебном году
Никаких изменений в структуре и содержании экзаменационных заданий ОГЭ по русскому языку в 2025 году не предвидится, поэтому девятиклассники, готовящиеся к экзамену с прошлого года, могут спать спокойно. Изменяются лишь количество баллов за весь экзамен и некоторые критерии оценивания письменной части экзамена. Экзамен по-прежнему состоит из трех частей: изложения, 11 тестовых заданий и сочинения.
Задания ОГЭ: 3 части
1 часть. Сжатое изложение по дважды прослушанному тексту.
Тексты небольшие, примерно 150-200 слов. Как показывает практика, с этим заданием школьники справляются неплохо, если соблюдают требования, по которым оно оценивается: необходимо правильно разделить текст на микротемы, в каждом абзаце использовать определенные приемы сжатия текста и грамотно написать изложение объемом примерно 80-90 слов (не менее 70). В общем, это все. За 1 задание можно получить максимум 6 баллов.
2 часть (тестовая)
Тестовая часть состоит из 11 заданий (2-12), за правильное выполнение каждого из которых можно получить 1 балл.
Задание 2 – это определение грамматических основ 5 предложений. Особо трудных случаев не встречается, но надо обязательно иметь в виду односоставные предложения и не забыть, чем выражается составное сказуемое.
Задание 3 – это синтаксический анализ пяти предложений, для которых приведено 5 суждений, из них необходимо выбрать верные. Для выполнения этого задания необходимо знать следующие темы: грамматическая основа предложения (включая типы сказуемого), односоставные предложения, сложные предложения (включая типы придаточных), осложненные предложения.
Задание 4 – это пунктуационный анализ одного сложного предложения, в котором могут встретиться причастные и деепричастные обороты, вводные конструкции, обобщающие слова. Попадаются и сложносочиненные предложения, в которых требуется поставить тире или двоеточие.
Задание 5 – это сопоставление предложений с пунктами, объясняющими постановку знаков препинания в них.
Задания 2-5 выполняются по одним и тем же 5 предложениям.
Задание 6 – орфографический анализ. Проверяется знание всех правил орфографии, изученных в 5-7 классах.
Задание 7 – проверка знания элементарных орфографических правил типа безударных гласных. Я еще не встречал ни оного человека, который в этом задании допустил бы ошибку.
Задание 8 – проверка знания норм образования форм слова. Задание не такое простое, как может показаться. Нужно помнить склонение количественных числительных, образование множественного числа имен существительных (типа месяц – месяцы) и другие случаи, не подчиняющиеся строгим правилам.
Задание 9 – синтаксический анализ, но здесь проверяется только знание видов связи слов в словосочетании (управление, примыкание, согласование). Задание нетрудное.
Задание 10 – анализ содержания прочитанного текста. Нужно выбрать утверждения, соответствующие содержанию. Ничего сложного, если ученик умеет внимательно читать.
Задание 11 – анализ средств выразительности, таких как олицетворение, эпитет, метафора и т.д. С этим заданием школьники обычно испытывают затруднения, потому что мало кто в школе запоминает тропы и фигуры речи.
Задание 12 – лексический анализ. Здесь надо помнить о разговорных и просторечных словах, синонимах, антонимах, фразеологизмах и т.д.
Опасность тестовых заданий состоит в том, что в большинстве из них предполагается множественный выбор, и при выборе даже одного неправильного ответа за все задание ставится 0 баллов.
3 часть. Сочинение-рассуждение.
К сочинению надо готовиться, поскольку для получения высокого балла нужно не просто знать русский язык и грамотно выражать мысли, но и писать в соответствии с теми критериями, которые выдвигает ФИПИ. За соблюдение определенных требований можно получить 7 баллов.
Баллы за ОГЭ по русскому языку
Первичные баллы
Итак, за первую часть можно получить 6 баллов, за вторую – 11, за третью – 7.
Кроме этого, за грамотность и точность речи можно получить еще 10 баллов (с учетом изложения и сочинения, проверяемых вместе).
№ | Критерии оценки грамотности и фактической точности речи экзаменуемого | Баллы |
ГК1 | Соблюдение орфографических норм | |
Орфографических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущено две-три ошибки | 1 | |
Допущено четыре и более ошибки | 0 | |
ГК2 | Соблюдение пунктуационных норм | |
Пунктуационных ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ГК3 | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены две ошибки | 1 | |
Допущено три и более ошибки | 0 | |
ГК4 | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет | 3 | |
Допущены одна-две ошибки | 2 | |
Допущены три-четыре ошибки | 1 | |
Допущено пять и более ошибок | 0 | |
ФК1 | Фактическая точность письменной речи | |
Фактические ошибки отсутствуют | 1 | |
Допущена одна ошибка или более | 0 |
Максимальный первичный балл за ОГЭ по русскому языку, таким образом, равен 37.
Перевод первичных баллов ОГЭ по русскому языку в традиционную пятибалльную систему
Что значат баллы ОГЭ по русскому при переводе в десятибалльную систему оценивания?
0-14 баллов – это оценка «2»,
15-22 балла – это оценка «3»,
23-28 баллов – это оценка «4» (но из них не менее 4 баллов должно быть за грамотность по критериям ГК1-ГК4),
29-37 баллов – это оценка «5» (но из них не менее 6 баллов должно быть за грамотность по критериям ГК1-ГК4).
Таким образом, главное в 1 и 3 части экзамена – это написать оба текста грамотно! У меня был один случай, когда человек набрал баллы, необходимые для пятерки, но все ошибки были как раз речевые и пунктуационные, и в итоге получил четверку.