Итоговое сочинение в 2024-2025 учебном году
В 2024-2025 учебном году выпускникам для написания итогового сочинения будет предложен комплект из закрытого банка (это более 1500 тем сочинений прошлых лет).
Изменения в итоговом сочинении
В 2024-2025 учебном году, как и в прошлом, одиннадцатиклассникам для написания работы будет предложен комплект из закрытого банка тем итогового сочинения. Он состоит из более полутора тысяч тем сочинений прошлых лет.
В этом комплекте всего 6 тем, по две темы из каждого раздела банка. Каждый раздел, в свою очередь, состоит из 3-4 категорий.
Готовиться к итоговому сочинению, таким образом, не так просто, как было несколько лет назад, когда заранее объявлялись тематические направления. Если раньше было достаточно разобрать 2-3 направления, которые казались более простыми, и прочитать несколько произведений по ним, то теперь придется вникнуть во все 3 раздела, разобрать важнейшие понятия, которые они включают, сформировать по ним свою точку зрения и прочитать гораздо больше произведений для обоснования своей позиции.
Расписание итогового сочинение в 2024-2025 учебном году
Итоговое сочинение выпускники пишут обычно в первую среду декабря. В этом учебном году, таким образом, основной является дата 4 декабря 2024 года. Резервные даты – 5 февраля 2025 года и 9 апреля 2025 года. Резервные даты итогового сочинения нужны для тех, кто не явился по уважительной причине, не дописал работу по уважительной причине или не получил зачет.
Требования, предъявляемые к итоговому сочинению
Требований всего 5, и их выполнить достаточно легко.
- «Объем итогового сочинения». Порог – 250 слов, но лучше ориентироваться на 350-400 слов. Больше 600 слов использовать не рекомендуется.
- «Самостоятельность написания итогового сочинения». Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
- «Композиция и логика рассуждения». Само собой, сочинение должно состоять из трех частей (вступления, основной части и заключения) и, как правило, разбиваться на 4 абзаца. Важно! В качестве обоснования своей позиции можно привлекать любой литературный материал, а не только произведения русской классики из школьной программы.
- «Качество письменной речи». Участник должен точно выражать мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употреблять термины.
- «Грамотность». На каждые 100 слов допускается не более 5 ошибок всех типов (орфографических, пунктуационных, грамматических).
Для получения «зачета» достаточно выполнить два первых обязательных требования и один любой из оставшихся трех. Этого достаточно для допуска к ЕГЭ по русскому языку, но не все знают, что итоговое сочинение – это не только допуск к ЕГЭ, но и дополнительные баллы при поступлении в некоторые вузы.
В соответствии с пунктом 33 Порядка приема в вузы при приеме на обучение по программам бакалавриата, программам специалитета организация высшего образования может начислять баллы за оценку, выставленную организацией высшего образования по результатам проверки итогового сочинения, являющегося условием допуска к ГИА.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 21 августа 2020 г. N 1076 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
В частности, МГУ в 2022 году начислял до 2 дополнительных баллов за сочинение, а ГИРЯ – до 10. Выпускникам, планирующим поступать на бюджет, стоит ориентироваться не просто на получение «зачета», а постараться написать идеальное сочинение на 20 баллов, соответствующее требованиям вузов.
Темы итогового сочинения в 2024-2025 учебном году
Раздел «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека».
Внутренний мир человека и его личностные качества.
Размышление над вопросами, которые человек задает себе, в том числе и в ситуации нравственного выбора.
- Какого человека можно назвать героем своего времени?
- Какие жизненные победы могут быть важны для человека?
- Какие чувства могут быть неподвластны разуму?
- Согласны ли Вы с утверждением, что человек не волен в своих чувствах?
- Когда возникает конфликт между чувствами и разумом?
- Когда стоит прислушиваться к разуму, а когда – к чувствам?
- Почему человеку иногда приходится делать выбор между разумом и чувствами?
- Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства?
- Когда разум и чувство борются в человеке?
- Над какими чувствами разум может быть не властен?
- Когда нужно сдерживать душевные порывы?
- Как разум и чувства влияют на поступки человека?
Долг, обязанность, ответственность.
- Как Вы понимаете слово «долг»?
- Какие психологические проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие человеческие качества для Вас наиболее ценны?
- Когда о человеке можно сказать, что он верен себе?
- Что значит быть верным долгу?
- Легко ли сохранить верность долгу в военное время?
- Верно ли утверждение: «надеяться и действовать – наша обязанность в несчастии»?
- Что такое гражданский долг?
- Помощь другим – право или обязанность?
- Пренебрежение какими нравственными ценностями чаще всего приводят к преступлению?
Внутренний мир человека.
- Как связаны между собой эгоизм и одиночество? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Чем «история души человеческой» может быть интересна другому человеку? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- К чему может привести человека болезненное самолюбие?
- Какую победу Вы бы назвали самой трудной для человека?
- Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?
- Какого человека называют отзывчивым?
- Согласны ли Вы с тем, что собственные страдания и трудности делают человека более отзывчивым?
- Какие качества делают человека лидером?
- Преступление – это путь к одиночеству?
Размышления о счастье.
- Что вкладывается в понятие «счастье»?
- Что делает человека подлинно счастливым?
- Кого можно считать счастливым человеком?
- Почему человек нередко становится источником несчастий других людей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Разделяете ли Вы убеждение княжны Марьи, что существует «счастье прощать»?
- Является ли богатство необходимым условием счастья?
- Возможно ли общество, в котором все счастливы?
- Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?
- Можно ли найти счастье в том, чтобы помогать несчастным?
- Можно ли поделиться счастьем?
- Одинаково ли представление о счастье у разных людей?
- Счастье – заслуга или случайный дар?
- Согласны ли Вы с утверждением, что самыми счастливыми гражданами своей страны должны быть дети?
- Как связаны гражданский долг и личное счастье?
- Может ли благополучие общества быть гарантией счастья конкретного человека?
- Что такое счастье?
- От чего зависит счастье?
- Есть ли связь между счастьем и эгоизмом?
- Согласны ли Вы с мыслью чеховского героя: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…»
- Что нам мешает быть счастливыми?
- Как Вы понимаете слова писателя Ф. Искандера: «У человека есть ещё одна возможность быть счастливым – это умение радоваться чужому счастью»?
Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом.
Размышления о вечных вопросах.
- Чем опасно равнодушие?
- Важно ли понимание души другого человека? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Почему важно уметь сострадать другому?
- Чем страшен эгоизм?
- Трусость и предательство: как связаны эти понятия?
- Грех и раскаяние в жизни человека.
- Что значит жить для людей?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Какие вопросы называют «вечными»?
- Что такое справедливость и милосердие?
- Почему многие писатели говорили об очистительной силе страдания?
- «Одно слово правды весь мир перетянет» (пословица).
- Ради чего стоит жить?
- Как Вы понимаете слова философа Б. Спинозы: «Души побеждают не оружием, а любовью и великодушием»?
- Как Вы понимаете выражение «нравственная победа»?
- Могут ли чувства быть истинными и ложными?
- Всегда ли чувства нужно подвергать проверке разумом?
- Когда важнее руководствоваться чувствами, а не разумом?
- Легко ли быть победителем?
- Когда поражение ценнее победы?
- Чем можно пожертвовать ради победы?
- Перестаёт ли побеждённый враг быть врагом?
- Почему говорят, что проигрывать надо достойно?
- Как поражение может повлиять на человека?
- Когда побеждённый достоин уважения?
- Всегда ли разумный поступок является нравственным?
- Считаете ли Вы синонимами понятия «отзывчивость» и «милосердие»?
- Может ли отзывчивый человек быть одиноким?
- Как связаны между собой отзывчивость и бескорыстие?
- Равнодушие – вина человека или его беда?
- Когда равнодушие бывает показным?
- Согласны ли Вы с утверждением, что равнодушие обедняет жизнь человека?
- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
- Что помогает человеку стать смелым?
- Согласны ли Вы с мнением, что смелость – это способность преодолевать страх?
- Чем смелость отличается от безрассудства?
- Смелость даётся от природы или воспитывается в человеке?
- Ценности, которым изменить нельзя.
- Что может меняться и что должно быть неизменным в человеке?
- В чём различие между равнодушием и спокойствием?
- Как связаны между собой равнодушие и жестокость?
- Равнодушие как путь к одиночеству.
- Когда равнодушие может стать преступлением?
- Какие профессии немыслимы без отзывчивости?
- Каковы причины человеческого равнодушия?
- Возможно ли равнодушие в дружбе и любви?
- Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Эгоизм умерщвляет великодушие»?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «Равнодушие смертоносно для души человека»?
- Как бороться с человеческим равнодушием?
- Согласны ли Вы с мыслью, что отзывчивость – признак душевной силы человека?
- Какие поступки свидетельствуют о великодушии человека?
- Важно ли уметь прощать?
- Как связаны великодушие и сострадание?
- Какого человека называют великодушным?
- Почему великодушие свидетельствует о внутренней силе человека?
- Сила или слабость человека проявляется в умении прощать других?
- Почему месть не помогает искоренить зло?
- Почему желание мстить опустошает душу?
- Опасна ли месть для самого мстителя?
- Что такое великодушие?
- Что мешает человеку проявлять великодушие?
- Легко ли быть великодушным?
- В чём проявляется великодушие?
- Почему важно научиться прощать?
- Как связаны великодушие и милосердие?
- Возможно ли проявление великодушия в условиях войны?
- Какие последствия могут быть у мести?
- Что такое возмездие?
- В чём может проявиться величие души?
- Что легче – отомстить обидчику или простить его?
- Какие чувства нужно смирять, чтобы не навредить себе и окружающим?
- Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
- Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?
- Почему вечные ценности нужны быстро меняющемуся современному миру?
- Как Вы понимаете слова Цицерона: «Величайшее поощрение преступления – безнаказанность»?
- Какие проблемы в жизни общества нельзя решить с помощью денег?
- Можно ли утверждать, что преступник перестаёт быть человеком?
- Согласны ли Вы с тем, что часто одно преступление порождает другое?
- Почему человек идёт на преступления, зная о наказании?
- Когда эгоизм приводит к преступлению?
- Преступниками рождаются или становятся?
- Почему на Руси преступников нередко называли «несчастными»?
Размышления о чести и бесчестии, о совести…
- Как Вы понимаете, что такое «честь» и «бесчестие»?
- Как Вы понимаете, что такое «нравственный закон»?
- Как Вы понимаете слово «честь»?
- Как Вы понимаете слово «совесть»?
- Что значит идти дорогой чести?
- Какой поступок можно назвать бесчестным?
- Когда возникает выбор между честью и бесчестием?
- «Досадно мне, коль слово «честь» забыто…» (В.С. Высоцкий).
- Согласны ли Вы с утверждением писателя Р. Роллана: «Всякий мужественный, всякий правдивый человек приносит честь своей родине»?
- Согласны ли Вы с латинской пословицей: «Лучше погибнуть с честью, чем жить в бесчестии»?
- Какой поступок можно назвать бесчестным?
- Как, по-вашему, связаны понятия чести и совести?
- Как можно выйти с честью из трудной ситуации?
- Почему человеку важно не запятнать свою честь?
- Что может привести человека к бесчестному поступку?
- Устарело ли сегодня понятие «честь семьи»?
- Какими качествами должен обладать человек чести?
- Можно ли считать честь вечным нравственным принципом?
- Можно ли считать честь предрассудком?
- Может ли честь оказаться дороже жизни?
- Меняется ли со временем смысл понятия «честь»?
- Как Вы понимаете выражение «дело чести»?
- Как связаны понятия чести и долга?
- Что вкладывали в понятие «честь» люди XIX века?
- Кого можно назвать бесчестным человеком?
- Как Вы понимаете выражение «Бесчестье хуже смерти»?
- Что такое честь?
- Почему не кончается поединок чести с бесчестьем?
- Кого можно назвать человеком чести?
- Актуально ли понятие чести для современного человека?
- Как Вы понимаете слово «честь»?
- Что помогает человеку сохранять верность чести в сложной жизненной ситуации?
- Честь – это норма или принцип одиночек?
- Что означает «идти дорогой чести?»
- Честь и совесть: как связаны эти понятия?
- В чём разница между честным человеком и человеком чести?
- Как Вы понимаете утверждение древнегреческого философа Платона: «Честь наша состоит в том, чтобы следовать лучшему»?
- Может ли быть счастлив тот, кто совершил бесчестный поступок?
- Почему надо «беречь честь смолоду»?
- Как Вы понимаете фразу из романа М.А. Булгакова «Белая гвардия»: «Но честного слова не должен нарушать ни один человек, потому что нельзя будет жить на свете»?
- Почему трусость связывают с бесчестием?
- Согласны ли Вы с утверждением Андрея Болконского: «Я знаю в жизни только два настоящих несчастья: это угрызение совести и болезнь»?
- Что значит быть совестливым человеком?
- Возможно ли всегда поступать по совести?
- Может ли совесть наказать сильнее, чем суд?
- Можно ли заставить человека раскаяться?
- Что такое преступление против самого себя?
- Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
- Можно ли назвать совесть главным судьёй?
- Преступление со спокойной совестью: возможно ли оно?
Размышления о добре и зле (милосердии и жестокости).
- Неужели зло так привлекательно? (По одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова)
- Трудно или легко делать добро?
- Месть – это уничтожение или умножение зла?
- Согласны ли Вы со словами А.И. Солженицына: «Не наказывая, даже не порицая злодеев – мы тем самым из-под новых поколений вырываем всякие основы справедливости»?
- Как Вы понимаете высказывание римского философа Сенеки: «Трудно привести к добру нравоучением, легко примером»?
- Согласны ли Вы с утверждением Дж. Лондона: «Как легко быть добрым!»?
- В чём заключается сила доброты?
- Как связаны между собой любовь и доброта?
- В каких поступках человека проявляется доброта?
- Какие жизненные впечатления помогают верить в добро?
- Согласны ли Вы с утверждением, что истинная доброта всегда бескорыстна?
- Что значит быть добрым?
- Почему жестокость разрушительна?
- Есть ли разница между жестокостью и суровостью?
- Какие времена можно назвать жестокими?
- Как Вы понимаете прозвучавшее в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» утверждение: «Мы не столько любим людей за то добро, которое они нам сделали, сколько за то добро, которое мы им сделали»?
- Верно ли, что добро и зло коренится в душе каждого человека?
- Верно ли утверждение: «зло, чтобы существовать, должно притворяться добром»?
- Когда зло надевает маску добра?
- Верно ли утверждение: если человек не служит добру, то он помогает злу?
- Должно ли добро вознаграждаться?
- Правильно ли отвечать злом на зло?
- Можно ли простить злой поступок?
- Как связаны добро и радость?
- Что помогает человеку искоренять зло в себе?
- Как бороться со злом?
- Связаны ли смирение и доброта?
- Какого человека можно назвать добрым?
- Естественная ли потребность человека проявлять доброту?
- Может ли доброта навредить?
- Какие жизненные события могут научить доброте?
- Добрым рождаются или становятся?
- Может ли доброта победить жестокость?
- Каковы могут быть причины жестоких поступков?
- Может ли доброта противостоять жестокости?
- «Добро должно быть с кулаками…» Так ли это?
- Прав ли Л.Н. Толстой, сказавший, что «добро есть вечная, высшая цель нашей жизни»?
- В чём смысл пословицы: «Доброе дело два века живёт»?
- Как соотносятся понятия «великодушие» и «широта души»?
- Что значит поступить великодушно?
- Согласны ли Вы с определением древнегреческого философа Демокрита: «Великодушие – кротко переносить чужую погрешность»?
- Как противостоять жестокости?
- Можно ли истребить зло, не прибегая к жестокости?
- Может ли стремление творить добро стать смыслом жизни человека?
- Согласны ли Вы с утверждением немецкого поэта Генриха Гейне: «Доброта лучше красоты»?
- Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Притворство доброты отталкивает больше, чем откровенная злоба»?
- Согласны ли Вы с мыслью, что неограниченная власть над людьми располагает к жестокости?
- Как связаны доброта и способность к состраданию?
- Страдают ли жестокие люди?
- Как Вы понимаете призыв Д.С. Лихачёва: «Твори добро, не видя в том заслуги»?
- Является ли равнодушие к бедам и страданиям другого проявлением жестокости?
- Оправдана ли жестокость военным временем?
- Почему так трудно отвечать добром на зло?
- Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
- Меняются ли со временем понятия о добре и зле?
- Всегда ли легко различить добро и зло?
- Верно ли, что добро всегда сильнее зла?
- Почему доброе дело благотворно для того, кто его совершает?
- Как связаны добро и благородство?
- Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
- Согласны ли Вы с М.Ю. Лермонтовым, назвавшим равнодушие к добру и злу «постыдным»?
- Через какие «лазейки» зло проникает в душу человека?
- Как Вы понимаете известное утверждение, что главное поле битвы добра и зла – сердце человека?
- Как Вы понимаете слова Л.Н. Толстого, прозвучавшие в романе «Война и мир»: «нет величия там, где нет простоты, добра и правды»?
- Можно ли делить зло на «малое» и «большое»?
- Почему, делая добро другим, человек помогает самому себе?
- Зачем нужно делать добро?
- Правильно ли отвечать злом на зло?
- Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
- Согласны ли Вы с утверждением героя трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери»: «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
- Считаете ли Вы, что добрые поступки всегда бескорыстны?
- Как может повлиять на жизнь человека совершённое им зло?
- Трудно ли делать добро?
- Верно ли, что на свете нет злых людей, а есть только несчастливые?
- Можно ли простить человека, совершившего зло?
- С чем бы Вы не могли смириться никогда в жизни?
- Только ли добрые дела не подлежат забвению?
- Ваш ответ на вопрос героя Ф.М. Достоевского: «Не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел?»
- Заслуживает ли преступник сочувствия и почему? (декабрь2021)
- Могут ли внешние обстоятельства являться оправданием преступления?
- Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
- Согласны ли Вы с тем, что милосердие превыше суда?
- Чем Ваши ровесники могут помочь людям, попавшим в беду?
- Может ли волонтёрство изменить жизнь общества к лучшему?
- Размышления о гуманных и антигуманных поступках, связанных с войной
- Война ж – совсем не фейерверк, а просто трудная работа… (М.В. Кульчицкий)
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
- Война: преступление и подвиг.
- «Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне» (Ю. В. Друнина)
Размышления о любви.
- Что важнее: любить или быть любимым?
- «Жди меня, и я вернусь…»: любовь и война.
- «Я люблю, и значит – я живу…» (В. С. Высоцкий)
- Всегда ли любовь делает человека счастливым?
- Почему герои М. Ю. Лермонтова редко обретают счастье в дружбе и любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Может ли любовь нести человеку несчастье?
- В чём счастье и драма любви? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Любовь: поединок без победителей? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие качества раскрывает в человеке любовь?
- Что такое «любовь к жизни»?
- Почему в любви важно понимать и прощать?
- Почему любовь не всегда приносит счастье?
- Согласны ли Вы с утверждением А. де Сент-Экзюпери: «Любить – это не значит смотреть друг на друга, любить – это значит вместе смотреть в одном направлении»?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Любить – значит жить жизнью того, кого любишь»?
- Согласны ли Вы с утверждением У. Шекспира: «Влюбиться можно в красоту, но полюбить – лишь только душу»?
- Согласны ли Вы с утверждением Ж.-Ж. Руссо: «Любить глубоко – это значит забыть о себе»?
- Светлые и трагические стороны любви.
- Можно ли быть счастливым без любви?
- Как связаны понятия «любовь» и «ответственность»?
- Требует ли любовь от человека работы над собой?
- Опасен ли эгоизм для любви?
- По каким признакам можно узнать настоящую любовь?
- В чём разница между любовью и влюблённостью?
- Всегда ли поступки, совершённые во имя любви, благородны?
- В чём проявляется любовь к Родине?
- Когда любовь становится испытанием?
- В чём проявляется любовь к жизни?
- Любовь – это счастье или страдание?
- Согласны ли Вы с утверждением А. Камю: «Не быть любимым – это всего лишь неудача, не любить – вот несчастье»?
- Помогает ли любовь понять себя?
- Любовь как путь самопознания.
- Согласны ли Вы с утверждением Л. Н. Андреева: «Настоящую любовь можно узнать по тому, насколько от неё человек становится лучше…»
- Помогает ли любовь справляться с жизненными трудностями?
- Способна ли любовь изменить человека?
- Какую любовь можно назвать настоящей?
- Почему первая любовь опоэтизирована человечеством?
- Всегда ли любовь делает человека счастливым?
- Чем отличаются два чувства: влюблённость и любовь?
- Справедлива ли поговорка: «любовь слепа»?
- Какие «чувства добрые» пробуждает в человеке любовь?
- Что такое самоотверженная любовь?
- Согласны ли Вы с утверждением писателя К. Льюиса: «Главный враг любви – равнодушие, а не ненависть»?
- Он и она: два полюса или единство?
- Возможно ли равенство мужчины и женщины?
- В чём, по-вашему, истинное предназначение мужчины?
- В чём, по-вашему, истинное предназначение женщины?
- Может ли любовь к человеку стать главным смыслом жизни?
- Что мешает счастливой любви?
- Какие черты характера могут помешать человеку сохранить любовь?
- Верно ли, что сохранить любовь бывает труднее, чем её обрести?
- Что необходимо для прочного супружеского союза?
- Идеальная семейная пара: как Вы её себе представляете?
- Как любовь помогает справиться с отчаянием?
- Помогает ли любовь лучше понять самого себя?
- Что мешает взаимопониманию между любящими?
- В чём заключается рыцарское отношение к женщине?
- Всегда ли он достоин её?
- Нужны ли подвиги во имя любви?
- Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
- Он и она: в чём причины непонимания?
- На какие жертвы способны он и она ради любви?
- Какое значение в любви имеет взаимопонимание?
- Что может привести к разрушению любви?
- Он и она: искусство понимать друг друга.
- Каким Вы представляете себе гармоничный семейный союз?
- «Он и она» – вечная и каждый раз новая тема…
- Что необходимо для прочного супружеского союза?
- В чём секрет гармоничных отношений между мужчиной и женщиной?
- К каким последствиям может привести ревность?
- Почему говорят, что сила женщины – в её слабости?
- Что нужно, чтобы любовь между мужчиной и женщиной не иссякла?
- Согласны ли Вы с утверждением героя романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»: «Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит»?
- Какие качества характера ценятся больше всего в мужчине, а какие – в женщине?
- Что Вы вкладываете в понятие «женственность»?
- Что Вы вкладываете в понятие «мужественность»?
Размышления о дружбе.
- В чём сила фронтовой дружбы?
- Дружба в жизни человека.
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Может ли дружба принести человеку разочарование?
- Согласны ли Вы с утверждением философа Цицерона, что для сохранения дружбы порой приходится сносить и обиды?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему человек стремится обрести друзей?
- Могут ли люди быть друзьями, если они не сходятся во взглядах?
- Является ли разница характеров препятствием для дружбы?
- В чём причины вражды между людьми?
- Что разрушает дружбу?
- Правда ли, что легче простить врага, чем друга?
- Может ли быть неравенство в дружбе?
- Познается ли друг в радости?
- Можно ли сохранить дружбу на годы?
- Какое значение в дружбе имеет бескорыстие?
- Можно ли дружить с эгоистом?
- Что важнее в дружбе: получать или отдавать?
- Можно ли уважать врага?
- Согласны ли Вы с утверждением французского писателя Вольтера: «Глаза дружбы редко ошибаются»?
- Чем различаются дружба и приятельство?
- Может ли дружба обернуться враждой?
- Зачем человеку друзья?
- Чем различаются настоящая дружба и приятельские отношения?
- В чём разница между другом и приятелем?
- Можно ли прожить без дружбы?
- Согласны ли Вы с утверждением Печорина, героя романа М.Ю. Лермонтова: «Из двух друзей всегда один раб другого»?
- Какие качества раскрывает в человеке дружба?
- Что может помешать дружбе?
- Как отличить истинную дружбу от ложной?
- В каких обстоятельствах проверяется дружба?
- Что значит уметь дружить?
- Кого можно назвать верным другом?
- Как настоящий друг может помочь в минуту отчаяния?
- Какие отношения между друзьями Вы считаете гармоничными?
- Нуждается ли истинная любовь во взаимности?
- Размышления об истоках вражды и её преодолении
- Всегда ли конфликт между людьми приводит к вражде?
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Если между двумя людьми есть вражда, то виноваты оба»?
- Когда непонимание между людьми приводит к вражде?
- Почему важно уметь контролировать свои эмоции?
- Почему человек не должен быть рабом своих чувств?
- Возможно ли в жизни следовать только чувствам?
- В чем причины вражды между народами?
- Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и мир», что фальшь и ложь ведут к разобщению и вражде?
Познание человеком самого себя.
Размышления о судьбе.
- Имеет ли смысл человеку спорить с судьбой? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Спорить с судьбой или принимать её? (По одному или нескольким произведениям М.Ю.Лермонтова)
- Как противостоять ударам судьбы? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Почему человек решается идти наперекор судьбе?
- Можно ли утверждать, что вера в судьбу отрицает личную ответственность?
- Какова судьба гордого человека в обществе?
- Что значит брать на себя ответственность за свою судьбу?
Размышления об образе жизни.
- Как Вы понимаете утверждение Н.А. Заболоцкого: «Душа обязана трудиться»?
- Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
- Чем путешествия обогащают личность?
- Размышления о приобретении жизненного опыта, об ошибках и их исправлении…
- Какой опыт даёт человеку война?
- Как влияет на сущность человека война?
- Что значит «учиться на горьком опыте»?
- Можно ли всегда и во всём доверять чужому опыту?
- Какие уроки можно извлечь из поражения?
- Почему для человека важны не только победы, но и поражения?
- Только ли горечь несут человеку поражения?
- Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Нужно уметь и проигрывать»?
- Нужно ли анализировать свои ошибки?
- Подтвердите или опровергните слова В. Скотта: «В жизни нет ничего лучше собственного опыта».
- Необходимо ли ошибаться, чтобы найти верный путь?
- Каким путём человек идёт к самому себе?
- Как стоит относиться к ошибкам на жизненном пути?
- От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?
- Всегда ли опыт уберегает от жизненных ошибок?
- Какой опыт важнее: собственный или чужой?
- Чем читательский опыт отличается от жизненного?
- Почему многие люди считают необходимым делиться своим жизненным опытом?
- Важно ли осмысливать совершённые ошибки?
- Можно ли прожить жизнь, не совершив ошибок?
- Согласны ли Вы с тем, что «на ошибках учатся»?
- Всегда ли лучше учиться на чужих ошибках, чем на своих?
- Помогает ли чужой опыт не совершать ошибок?
- Можно ли приобрести жизненный опыт, не совершая ошибок?
- Почему важно уметь признавать свои ошибки?
- Важен ли для современного человека опыт предыдущих поколений?
- Какие ошибки можно считать непоправимыми?
- Согласны ли Вы с пословицей: «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не кается»?
- Всегда ли можно оправдать свои ошибки пословицей: «Не ошибается тот, кто ничего не делает»?
- Можно ли учиться на чужих ошибках?
- Какие ошибки можно назвать ценными?
- Без каких ошибок невозможно движение по жизненному пути?
- Измена близкого человека как горький жизненный опыт.
- Разделяете ли Вы убеждение героя романа «Война и мир» в том, что «гораздо благороднее осознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого»?
- Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что воспитание души невозможно без падений и ошибок?
- Как нужно относиться к своим ошибкам и промахам?
- Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
- Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «не нуждаюсь ни в чьих советах»?
- Чему человек может научиться у других?
- Меняется ли человек под влиянием других людей?
- Почему важно понимать чужое мнение?
- Что значит – заблудиться на дорогах жизни?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
Познание самого себя.
- Нужно ли стремиться к познанию самого себя?
- Каким может быть путь к познанию самого себя?
- Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
- Хорош ли жизненный принцип – действовать методом проб и ошибок?
- В чём различие между ошибкой и преступлением?
- Путешествие – способ познания себя и мира.
- Важно ли уметь признавать собственное поражение?
- Что важно победить в самом себе?
- Что можно и нужно побеждать в самом себе?
- Что значит победа над самим собой?
- Когда поражение закаляет характер человека?
- Как Вы понимаете слова героя Ф.М. Достоевского: «Если хочешь победить весь мир, победи себя»?
- Всегда ли измена своим убеждениям – это измена самому себе?
- Согласны ли Вы с Н.А. Заболоцким: «Нет на свете печальней измены, чем измена себе самому»?
- Согласны ли Вы с мнением Пьера Безухова, что внешние трудности жизни углубляют внутреннюю душевную работу в человеке?
- Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
- Верно ли, что надеяться можно только на себя?
- Как найти своё место в обществе?
- Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
- Какой человек обречён на непонимание и конфликт с обществом?
- В чём польза и опасность компромисса?
- Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «для меня не существует авторитетов»?
- Что труднее: подчиняться или подчинять?
- Почему порой трудно признать чужую правоту?
- Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
- Помогает ли разговор с собой понять других людей?
- Чем опасна завышенная самооценка?
- Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
- Что для Вас является жизненным успехом?
- Зачем человеку нужно сравнивать себя с другими?
- Почему люди обманывают себя?
- Трудно ли всегда оставаться самим собой?
- Можно ли требовать от других того, на что не способен сам?
- Что значит быть самим собой?
- Можно ли обмануть самого себя?
- Какие вопросы нужно задавать самому себе?
- Что значит быть честным с самим собой?
- В чём разница между самопознанием и самосовершенствованием?
- Как Вы понимаете, что такое «ложный стыд», и как к нему нужно относиться?
- Важно ли осмысливать свои стремления и поступки?
- Нужно ли стремиться понять себя?
- Как нужно относиться к собственным слабостям?
- Когда человек нуждается в разговоре с самим собой?
- Почему порой трудно признать чужую правоту?
- Какие качества делают человека лидером?
- Важен ли для человека опыт других людей?
- Бывает ли так, что один прав, а все ошибаются?
- Стоит ли бояться изменений в своей жизни?
- Плохо ли быть несовременным?
- Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
- Что значит изменить себе?
- Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?
- Важно ли анализировать свои удачи и промахи?
- Чем опасна заниженная самооценка?
- Когда важно забыть о себе и о своём?
- Всегда ли человек применяет к другим и к себе одинаковые правила?
- Как общение с другими людьми помогает лучше понять себя?
- Нужно ли современному человеку вести дневник?
- Что значит «быть в ладу с самим собой»?
- Нужно ли странствовать по свету, чтобы найти дорогу к себе?
- Может ли измениться тот, кто однажды преступил закон?
- Как Вы понимаете утверждение, что главное условие исправления преступника – осознание своей вины?
Размышления о выборе жизненного пути, значимой цели, о мечте…
- Какую жизнь можно считать прожитой не зря?
- Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
- Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
- Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
- Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
- Важно ли человеку самому выбрать свой жизненный путь?
- Путь к самому себе: взлёты и падения.
- Почему важно осмысление пройденного пути?
- Согласны ли Вы с утверждением, что безвыходных положений не бывает?
- Что значит «идти по жизни своим путём»?
- Выбор пути как жизненная проблема.
- Что помогает человеку не сбиться с жизненного пути?
- Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
- Почему на жизненном пути важны не только уверенность, но и сомнения?
- Что может исказить жизненный путь человека?
- Как характер человека влияет на его жизненный путь?
- Могут ли мечты быть помощью на жизненном пути?
- Что значит идти путём самосовершенствования?
- Возможен ли жизненный путь без ошибок?
- Когда победа не приносит радости и удовлетворения?
- Как характеризует человека способность признавать свои ошибки?
- Бывают ли в жизни непоправимые ошибки?
- Может ли достижение заветной цели привести человека к разочарованию?
- Каково Ваше отношение к выражению «цель оправдывает средства»?
- Все ли средства хороши для достижения цели?
- Какие средства для достижения целей осуждаются обществом?
- Важно ли осмысливать свои жизненные цели?
- Какую роль в достижении целей играет чтение книг?
- Нужны ли в жизни человека недостижимые цели?
- Как характеризуют человека средства, которые он выбирает для достижения своих целей?
- Какие жизненные цели Вы считаете ложными?
- Какую жизненную цель можно назвать благородной?
- Какие цели могут стать смыслом жизни?
- Зачем нужны цели в жизни?
- Возможно ли счастье, построенное на несчастье других?
- Какую мечту можно назвать благородной?
- Всегда ли мечта возвышает человека?
- Как характеризует человека его мечта?
- Может ли мечта изменить реальность?
- Без чего любые мечты бесплодны?
- Всякая ли мечта достойна человека?
- Стоит ли мечтать о несбыточном?
- Могут ли соседствовать высокие мечты и суровая реальность?
- Какого человека можно назвать праздным мечтателем?
- Что мешает человеку реализовать свою мечту?
- Что помогает мечтам сбываться?
- Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
- Почему с возрастом меняются мечты человека?
- Можно ли прожить без мечты?
- Когда человек стремится убежать от реальности?
- Когда мечты мешают человеку в жизни?
- Почему нельзя постоянно жить только мечтами?
- Согласны ли Вы с мыслью, что мечтать надо о великом?
- Нужно ли бороться за свою мечту?
- Что необходимо, чтобы мечты сбывались?
- Какого человека можно назвать мечтателем?
- Всегда ли мечта – это что-то высокое?
- Мечтательность – это достоинство или недостаток?
- Когда и почему люди стремятся бежать от реальности?
- Что сложнее: принять реальность или воплотить в жизнь мечту?
- Помогают ли мечты в достижении жизненных целей?
- Всегда ли воплощение мечты возвышает человека?
- Как меняются мечты по мере взросления человека?
- На что способен человек ради исполнения мечты?
- Как юношеские мечты могут повлиять на дальнейшую жизнь человека?
- О чём люди чаще всего мечтают?
- Чем мечта отличается от фантазии?
- Всегда ли неизбежен конфликт мечты и действительности?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что каждый человек должен пройти свой путь духовных исканий?
- Как выбрать жизненную дорогу?
- Что значит – найти в жизни свою дорогу?
- Что может повлиять на выбор жизненного пути?
- Почему жизнь часто сравнивают с дорогой?
- Что помогает человеку не сбиться с верного пути?
Размышления о значимой цели…
- Можно ли жить без цели?
- На пути к благородной цели все ли средства хороши?
- Какие цели важно ставить на жизненном пути?
- Имеет ли смысл ставить перед собой недостижимые цели?
- Какие цели в жизни можно считать главными?
- Оправдано ли стремление к недостижимому идеалу?
- Чем руководствоваться в выборе жизненных целей?
- Чем можно пожертвовать ради достижения большой цели?
- Что помогает людям достигать намеченных целей?
- Какого человека называют целеустремленным?
- Согласны ли Вы с утверждением Б.Л. Пастернака: «Надо ставить себе задачи выше своих сил»?
- Как Вы понимаете слова философа И. Канта: «Человек всегда должен быть целью и никогда средством»?
- В чём разница между целью и мечтой?
Свобода человека и ее ограничения.
- Чем опасна свобода без ограничений?
- Свобода и ответственность в жизни человека.
- Понимать человека или управлять им?
- Что такое свобода? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
Раздел «Семья, общество, Отечество в жизни человека».
Семья, род; семейные ценности и традиции.
Взгляд на человека как на представителя семьи.
- Как Вы понимаете выражение «достойный сын своего отца»?
- Какого человека можно назвать сложившейся личностью?
- Когда человек становится личностью?
Размышления о семейных ценностях, о связи поколений.
- Роль родительского наставления в жизни человека.
- Почему так важно сохранять связь между поколениями?
- Чем может быть ценен для детей опыт отцов?
- Что такое семейные традиции и зачем они нужны?
- Почему «отцы и дети» – вечная тема?
- Какую роль в становлении личности могут играть старшие?
- Важно ли человеку получить родительское напутствие?
- В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?
- Всегда ли ценны заветы отцов?
- Чему могут научиться друг у друга отцы и дети?
- Какую роль в становлении личности может играть семья?
- Какую роль в становлении личности играют детство и юность?
- Что значит в жизни человека родительский дом?
- Что дом может рассказать о своём хозяине?
- Какова роль дома и семьи в сохранении и передаче жизненного опыта?
- Может ли человек прожить без Дома?
- Какие нравственные ценности укрепляют семью?
- Что в доме самое главное?
- Какое влияние старшие могут оказать на выбор человеком жизненного пути?
- В какой дом хочется приходить снова и снова?
- Какое значение в жизни человека имеют домашние традиции?
- Устарело ли понятие «домашнего очага»?
- Что такое чувство дома?
- Когда Дом становится нравственной опорой человека?
- Прав ли Л. Н. Толстой, сказавший: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»?
- Когда кончается детство?
- Почему говорят: «в гостях хорошо, а дома лучше»?
- Почему в поисках лучшей доли человек часто возвращается домой?
- «Мой дом – моя крепость»?
- Когда Дом нуждается в защите?
- Почему так важна связь человека с семьёй и домом?
- Когда дом становится местом встречи поколений?
- Когда жилище становится Домом?
- Прав ли Александр Дюма, отец, утверждавший: «У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо…»?
- Почему человек страшится бездомности?
- Что такое «добрососедство»?
- О чём может рассказать старый дом?
- Дом – это место или состояние души?
- Дом – это место, куда хочется возвращаться…
- «Живите в доме – и не рухнет дом» (А. Тарковский)
- Что входит в понятие «дом»?
- Что нужно, чтобы построить дом в собственной душе?
- Как можно сохранить и передать потомкам опыт предков?
- Надо ли хранить верность традициям?
- Какой должна быть родительская любовь?
- Какие взгляды и поступки родителей вызывают уважение детей?
- Чем полезен детям родительский опыт?
- Чему «отцы» могут поучиться у «детей»?
- Когда, по-вашему, молодёжь нуждается в опыте старшего поколения?
- Какое влияние семья оказывает на формирование личности?
- Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений?
- Когда представитель старшего поколения становится настоящим авторитетом для молодёжи?
- За что дети могут уважать своих родителей?
- Когда родители могут гордиться детьми?
- Что такое родительская ответственность и в чём она проявляется?
- Влияет ли историческая эпоха на отношения «отцов» и «детей»?
- Что важнее для детей: советы родителей или их пример?
- Что такое мудрая родительская любовь?
- Согласны ли Вы с французским писателем Альбером Камю, утверждавшим, что «каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир»?
- Близки ли Вам взгляды автора романа «Война и мир» на семью?
- Что связывает сегодняшних людей с предыдущим поколением?
- Можно ли судить о поколении по его кумирам?
- Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
- Какие черты моего поколения я считаю положительными?
- С какими вызовами сталкивается современная молодёжь?
- Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
- Согласны ли Вы с тем, что современное молодое поколение прагматично?
- Что объединяет нас в одно поколение?
- Каковы духовные ценности современного поколения?
- О чём спорят мои сверстники?
- Чем молодое поколение похоже на поколение отцов?
- Портрет читателя моего поколения.
- Можно ли назвать моё поколение нигилистическим?
- Какие проблемы человечества придётся решать Вашему поколению?
- Кого из современников Вы считаете героем нашего времени и почему?
- Главное в жизни – это карьера. Вы согласны?
- Какие правила жизни старших поколений я постараюсь передать своим детям?
- От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
Рассуждения об образовании и о воспитании.
- Какие события и впечатления жизни помогают человеку взрослеть?
- Согласны ли Вы с утверждением героя И.С. Тургенева: «Всякий человек сам себя воспитать должен»?
- Какое значение имеет пора юности в жизни человека?
- Что значит быть взрослым?
- Трудно ли быть взрослым?
- Чему нужно учиться у современной молодёжи?
Размышления о споре поколений.
- Что может мешать отцам и детям понять друг друга?
- Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
- Почему старшее поколение так редко бывает довольно молодёжью?
- Неизбежен ли конфликт «отцов» и «детей»?
- В чём истоки непонимания между людьми разных поколений?
- Рождается ли истина в споре поколений?
- «Отцы» и «дети»: соперники или союзники?
- Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?
- Родители и дети: спор или диалог?
- «Век нынешний» и «век минувший»: возможно ли согласие?
- Всегда ли в конфликтах поколений правота лишь на одной стороне?
- Является ли вечным спор поколений?
- «Век нынешний и век минувший»: причины конфликта.
- В какие времена обостряется конфликт «отцов и детей»?
- Почему молодое поколение порой негативно относится к опыту старших?
- Почему нигилизм свойственен именно молодому поколению?
- Что мешает взаимопониманию «отцов» и «детей»?
- Почему отцам бывает сложно принять те правила, по которым живут дети?
- Могут ли идейные разногласия отцов и детей оказаться сильнее родственных связей?
- Почему «отцы» часто опасаются самостоятельности «детей»?
- Возможно ли полное взаимопонимание между людьми разных поколений?
- Что может помешать полноценному диалогу людей разных поколений?
- Как Вы понимаете выражение «конфликт поколений»?
- Может ли старшее поколение понять младшее?
- Всегда ли конфликт поколений – это противостояние старого и нового?
- Всегда ли разногласия отцов и детей приводят к конфликту?
- Какая общая цель способна объединить представителей разных поколений?
- Почему «отцы» часто недовольны своими «детьми»?
- Конфликт поколений как общественная проблема.
- Неизбежен ли конфликт между поколениями?
- Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?
- Как избежать конфликта между «отцами» и «детьми»?
- Почему старшему поколению порой бывает трудно понимать молодёжь?
Человек и общество.
Взгляд на человека как на представителя социума, народа, поколения, эпохи.
- Как богата Россия хорошими людьми! (А. П. Чехов)
- Какие поступки по отношению к другим свидетельствуют о духовной зрелости человека?
- Личность и общество: возможна ли гармония? (По одному или нескольким произведениям М.Ю. Лермонтова)
- Хорош ли принцип «моя хата с краю»?
- Дом – это место или люди?
- Когда человек может чувствовать себя одиноким в обществе?
- Может ли один человек противостоять окружающему обществу?
- Можно ли быть независимым от общественного мнения?
- Может ли человек ставить себя выше общества?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Бывает ли общественное мнение ошибочным?
- Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
- Всегда ли общество ценит достойных людей?
- Может ли один человек изменить общество?
- Что такое репутация человека в обществе?
- Хорош или плох жизненный принцип «быть как все»?
- Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
- В чём состоят обязанности человека перед обществом?
- Может ли общество подавить в человеке индивидуальность?
- К каким последствиям могут привести общественные конфликты?
- Может ли человек полноценно жить вне общества?
- В чём могут быть истоки дисгармонии между личностью и обществом?
- Правильно ли стремиться к независимости от общественного мнения?
- Кумиры моего поколения: какие они?
Размышления о межличностных отношениях и влиянии среды на человека.
- Что такое взаимопонимание?
- Возможно ли полное взаимопонимание между людьми?
- Каким человеком могут гордиться окружающие?
- Согласны ли Вы с пословицей «Один в поле не воин»?
- Согласны ли Вы с утверждением Ф.М. Достоевского: «Каждый человек несёт ответственность перед всеми людьми за всех людей и за всё»?
- Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Созидается общество началами нравственными»?
- «Нам нужна одна победа, одна на всех – мы за ценой не постоим» (Б.Ш. Окуджава)
- Возможна ли гармония между личностью и обществом?
- Согласны ли Вы с утверждением М. Горького: «человека создаёт его сопротивление окружающей среде»?
- Как Вы понимаете утверждение А.Н. Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом»?
- Что мешает доверию между людьми?
- Что мешает нам сохранять добрые отношения с окружающими?
- Согласны ли Вы с мыслью, что в конфликте всегда виноваты обе стороны?
- Может ли личность подняться над средой?
- Как Вы относитесь к такой жизненной позиции: «меня никто не понимает»?
- Мысли о славе и бесславии
- Может ли мечта о славе быть подлинным смыслом жизни человека?
- Размышления об общественных ценностях, традициях и обычаях
- Надо ли сохранять традиции как социальный опыт прошлых поколений?
- Как современная молодёжь относится к традициям?
- Какие традиционные ценности остаются важными для Вас в стремительно меняющемся мире?
Размышления об общественном благополучии. Размышления о личном и общественном вкладе в общественный прогресс.
- Как связаны понятия «дом» и «отечество»?
- Война и дом.
- Согласны ли Вы со словами А.С. Пушкина: «Не может быть, чтобы со временем человеческое общество не поняло всю бессмысленность и жестокость войн»?
- Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
- Каким я вижу своё место в жизни страны?
- Согласны ли Вы с утверждением китайского философа Конфуция: «Не дай вам Бог жить в эпоху перемен»?
- Что из прошлого Вы хотели бы перенести в будущее?
- К чему стремятся мои сверстники?
- Люди, опередившие своё время, какие они?
Родина, государство, гражданская позиция человека.
Вопросы исторического времени, сохранения исторической памяти, гражданских идеалов.
- Почему человечество до сих пор не может отказаться от войн?
- «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно…» (А.С. Пушкин)
- Почему многие люди боятся перемен в жизни?
- Какие вызовы несёт в себе эпоха перемен?
- Согласны ли Вы с Л. Н. Толстым, утверждающим, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие»?
- Что человек стремится забыть, а что старается удержать в памяти?
- Хорош ли принцип «живи сегодняшним днём»?
- Какие испытания несет человеку война?
- Есть ли место гуманизму на войне?
- Почему в мирное время не угасает память о военном прошлом?
- Память о войне – ответственность перед прошлым и будущим.
- Согласны ли Вы с утверждением Л.Н. Толстого: «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни…»?
- История и современность: нужен ли взгляд назад?
- Почему время называют лучшим лекарем?
- Когда человек забывает о времени?
- Какая историческая эпоха Вам особенно интересна и почему?
- Что такое нравственные уроки истории?
- Существует ли что-то, неподвластное времени?
- Временное и вечное в нашей жизни.
- Забвение прошлого губительно для человека?
- Что такое «связь времён»?
- В какую историческую эпоху Вы хотели бы жить и почему?
- Согласны ли Вы с утверждением, что «время лечит»?
- Влияет ли прошлое на настоящее?
- «Время – драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Томас Манн)
- Всё меняется или всё повторяется в этом мире?
- Почему важно мудро распоряжаться своим временем?
- Почему время называют драгоценным даром?
- Какое влияние оказывает на человека историческое время?
- «Время не ждёт и не прощает ни одного потерянного мгновения» (Н.Г. Гарин-Михайловский»)
- Почему нельзя «убивать время»?
- В чём ценность исторического опыта?
- Согласны ли Вы с утверждением древнегреческого писателя Лукиана: «В гражданской войне всякая победа есть поражение»?
- Согласны ли Вы с мыслью автора романа «Война и мир» о том, что «война противна человеческому разуму и всей человеческой природе»?
- Согласны ли Вы с мнением автора романа «Война и мир», что в условиях войны с особой силой проявляется истинный и ложный патриотизм?
- Как Вы оцениваете мысль автора романа «Война и мир» о «духе войска» как главном факторе поражений и побед?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир» в том, что патриотизм бывает «истинным» и «ложным»?
- Какими деяниями предков мы вправе гордиться?
- В чём Вы видите ценность традиций для человека и общества в целом?
- Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «Полнее сознавая прошедшее, мы уясняем современное»?
- Почему события Великой Отечественной войны нельзя забывать?
- Какие деяния заслуживают благодарной памяти потомков?
- Этот день изменил судьбу России…
- Что должно оставаться неизменным в любое время?
- Всегда ли необходимо идти «в ногу со временем»?
- Согласны ли Вы утверждением Н.М. Карамзина: «Лёгкие умы думают, что всё легко; мудрые знают опасность всякой перемены и живут тихо»?
- Какое событие в отечественной истории Вы считаете особенно важным?
- Согласны ли Вы с утверждением А.И. Герцена: «глубже опускаясь в смысл былого», мы «раскрываем смысл будущего»?
- Какое время можно назвать временем перемен?
- Легко ли жить в эпоху перемен?
- Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
- Согласны ли Вы с мыслью Ф.И. Тютчева: «Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые»?
- По каким признакам мы определяем время перемен?
- Что в жизни людей остаётся неизменным даже в эпоху перемен?
- Можно ли считать, что перемены – всегда к лучшему?
- Нужно ли сопротивляться изменениям, которые приходят в Вашу жизнь?
- Что значит быть современным?
- Почему важно сохранять память о трагических событиях отечественной истории?
- Какие человеческие деяния долго сохраняются в памяти людей и почему?
- Почему День Победы для многих людей – главный праздник в нашей стране?
- Герои и антигерои в отечественной истории.
- О чём народ должен помнить всегда, если он не хочет исчезнуть?
- Почему важно знать историю своей семьи?
- Как Вы понимаете слова М. Горького: «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?
- Как Вы понимаете слова А.С. Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно, не уважать оной есть постыдное малодушие»?
- Как Вы понимаете мысль поэта А.Т. Твардовского: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу»?
- Эпоха перемен: потери и обретения.
- Согласны ли Вы с утверждением, что самое трудное в деле перемен – научить человека мыслить по-новому?
- Когда обществу становятся необходимы перемены?
- Чем опасно долгое отсутствие перемен?
- Чувствуете ли Вы себя частью своего поколения?
- Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
- Что значит быть гражданином?
- В чём может проявляться любовь к своему отечеству?
- В чём может проявляться активная гражданская позиция?
- Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству»?
- На каких примерах можно воспитать достойных граждан?
- Согласны ли Вы с утверждением Н.А. Некрасова: «Не будет гражданин достойный к отчизне холоден душой»?
- Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан»?
- Идеал гражданственности в понимании Некрасова и моём.
- В какой период истории России Вы бы хотели жить и почему?
- Почему во все времена ценилась благотворительность?
Размышления о роли личности в истории.
- Как судьба человека связана с историей народа?
- Может ли человек влиять на ход истории?
- Какую роль сильная личность может сыграть в жизни общества?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что ход исторических событий не определяется волей одного человека?
- Разделяете ли Вы представления автора романа «Война и мир» о подлинном величии исторического деятеля?
- Разделяете ли Вы убеждение автора романа «Война и мир», что исход сражения решается не распоряжениями главнокомандующего, а духом войска?
- Может ли отдельная личность изменить общество?
- Какого исторического деятеля Вы бы назвали подлинно выдающимся?
- Как личность может влиять на общество?
- Какими качествами должен обладать человек, способный двинуть человечество вперёд?
- Может ли один человек быть причиной наступления времени перемен?
- Кто из реформаторов прошлого интересен Вам и почему?
- Какие требования к личности предъявляет эпоха перемен?
Размышления о народном подвиге и направлениях развития общества.
- Как на войне раскрывается характер человека?
- Каким бывает подвиг на войне?
- Как человек приходит к ратному подвигу?
- Как становятся героями на войне?
- Что нужно, чтобы стать героем времени?
- Согласны ли Вы с убеждением А.С. Пушкина в том, что «гордиться славою своих предков не только можно, но и должно»?
- Согласны ли Вы с убеждением автора романа «Война и мир», что единение всего народа – это условие победы в любой войне?
- Какого человека можно по праву назвать героем?
- Почему нужно сохранять память о героях прошлого?
- Почему нельзя забывать о героях и жертвах Великой Отечественной войны?
- Что нужно совершить в жизни, чтобы заслужить благодарную память потомков?
- Как Вы понимаете слова А.Т. Твардовского: «Есть имена и есть такие даты, – они нетленной сущности полны»?
- Почему миллионы людей участвуют в акции «Бессмертный полк»?
Раздел «Природа и культура в жизни человека».
Природа и человек.
Размышления о вопросах экологии. Размышления о взаимодействии человека и природы.
- Гармония природы и несовершенство человека.
- Как Вы понимаете выражение «жить в гармонии с природой»?
- Природа и внутренний мир человека: созвучие и диссонанс.
- Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
- Почему картины зимы так интересны писателям?
- Что может дать человеку общение с природой?
- Почему тема весны так популярна у писателей?
- Почему в литературе так часто изображают небо и звёзды?
- Почему в литературе так часто изображают море и горы?
- Человек и природная стихия
- Когда хочется остановить мгновение?
- Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?
- Почему тема времён года так интересна писателям?
- Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе и почему?
- Человек и «братья наши меньшие» в литературе.
- Почему мир природы часто противопоставляют миру людей?
- Что мешает человеку обрести гармонию с природой?
- Каково отношение современного человека к природе?
Философские и социальные проблемы.
- Может ли природа помочь человеку понять себя?
- Способна ли природа воспитывать человека?
- Способна ли природа давать подсказки человеку?
- Чему человек может научиться у природы?
- Как природа помогает понять мир человеческих чувств?
- Что Вас волнует больше: красота природы или красота, сотворённая человеком?
- Согласны ли Вы с утверждением Э.М. Ремарка: «Когда человек одинок, он начинает присматриваться к природе»?
- Случайно ли «природа» и «Родина» – однокоренные слова?
- Человек – хозяин природы или её часть?
- Почему природа – вечный источник вдохновения для писателей?
- Может ли общение с природой обогатить человека?
- Почему общение с природой важно для человека?
Наука и человек.
Рассуждение о науке. Рассуждения о ценности научного поиска, о собственных предпочтениях и интересах в области науки.
- Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
- Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?
- Почему человек постоянно стремится заглянуть в будущее?
- Какую профессию Вы бы назвали профессией будущего?
- Какая угроза способна объединить человечество?
- О чём Вас заставляет задуматься научная фантастика?
- Какое достижение научно-технического прогресса Вы считаете самым важным и почему?
- Мешает ли прогресс взаимопониманию между поколениями?
- Возможно ли остановить стремление человека к техническому прогрессу?
Ответственность человека науки.
- Какие опасности таит в себе технический прогресс?
- Неизбежен ли конфликт природы и цивилизации?
- В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
- Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?
- От чего предостерегают человечество антиутопии?
- Почему достижения прогресса, дающие человеку удобства и комфорт, могут быть опасны для человечества?
- Может ли научное открытие представлять опасность для человека и человечества?
- Какими нравственными качествами должен обладать современный учёный?
- Человек науки – каким он должен быть?
- Как защитить Землю от негативных последствий технического прогресса?
- Нужны ли нравственные ограничения для научного исследования?
Значение научных открытий.
- Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?
- Когда можно говорить о разумном использовании достижений цивилизации?
- Какие возможности человека расширяет технический прогресс?
- Шаги цивилизации: обретения и потери.
- Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?
- От чего Вы хотели бы предостеречь своих далёких потомков?
- Согласны ли Вы с тем, что новые технологии делают жизнь человека проще?
- Согласны ли Вы с тем, что новые технологии усложняют жизнь человека?
- Помогают ли новые технологии сделать жизнь на нашей планете лучше?
- Доступность информации в цифровую эпоху: за и против.
Влияние новых технологий на человека.
- Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
- Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
- Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
- Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
- Согласны ли Вы со словами А.А. Вознесенского: «Все прогрессы реакционны, если рушится человек»?
- Стал ли человек другим в эпоху технологий?
- Технический прогресс на службе у человека или наоборот?
Искусство и человек.
Рассуждения об искусстве, феномене таланта, о миссии художника и значении великих творений искусства.
- Чем мир живой природы привлекателен для писателя?
- Как пейзажные страницы произведений помогают понять характер и состояние человека?
- Какие явления природы обрели в литературе символическое звучание?
- Чем творчество М. Ю. Лермонтова может быть интересно современному читателю? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова). Что Вам ближе в героях М. Ю. Лермонтова: стремление к одиночеству или бегство от него? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Можно ли обойтись в жизни без творчества?
- Как Вы понимаете слова Б.Л. Пастернака: «Цель творчества – самоотдача, а не шумиха, не успех»?
- Что такое вечная тема в искусстве?
- Какое искусство называют настоящим?
- Что значит служить искусству?
- Должно ли искусство воспитывать людей?
- Согласны ли Вы с утверждением, что искусству можно и нужно учиться?
- Почему настоящее произведение искусства переживает своего создателя?
- Согласны ли Вы с утверждением Н.В. Гоголя: «Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою»?
- В чём заключается предназначение писателя?
- Согласны ли Вы с мыслью Л.Н. Толстого: «Ни невежественный, ни себялюбивый человек не может стать значительным художником»?
- Какие черты характера помогают человеку реализовать свой дар?
- Что необходимо талантливому человеку, чтобы стать творцом искусства?
Рассуждения о ценности художественного творчества, о собственных предпочтениях и интересах в области искусства.
- Произведение о войне, которое Вас взволновало.
- Произведение М.Ю. Лермонтова, которое Вам хотелось бы обсудить с самим автором.
- Какие нравственные проблемы, поднятые в произведениях М. Ю. Лермонтова, Вам интересны? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какие произведения М. Ю. Лермонтова Вы бы посоветовали прочитать другу? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Какой герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий её?
- Кто для Вас идеальный герой литературы?
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- Согласны ли Вы с утверждением: человек, любящий читать, никогда не будет одинок?
- Какие произведения становятся классическими?
- Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
- Какие книги Вы читаете с удовольствием?
- Книга, которую я прочту своим детям.
- Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
- Кто из современных писателей Вам особенно близок?
- Какое место литература занимает в Вашей жизни?
- Чего я жду от новой книги?
- Книги моего детства.
- Способна ли книга сделать человека лучше?
- Какие книги Вам особенно интересны?
- Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
- Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
- Над чем Вас заставил задуматься роман Л.Н. Толстого «Война и мир»?
- Какую книгу Вы посоветовали бы прочитать тому, кто устал надеяться?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить эпоху перемен?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Как искусство помогает понять действительность?
- Что важнее в книге – как она написана или о чём?
- Нужно ли с детства учиться понимать произведения искусства?
- Почему люди по-разному воспринимают одно и то же произведение искусства?
- Должен ли язык искусства быть понятен каждому?
- Книга, которая может спасти от отчаяния.
- Можно ли говорить о пользе искусства?
- Как Вы понимаете высказывание Л.Н. Толстого: «Произведение искусства хорошо или дурно от того, насколько от души говорит художник»?
- Согласны ли Вы с высказыванием Л.Н. Толстого: «Настоящее художественное произведение нельзя делать по заказу»?
- Согласны ли Вы с высказыванием немецкого писателя Б. Брехта: «Искусство требует знаний»?
- Справедливо ли выражение: «Жизнь коротка – искусство вечно»?
- В память о каком писателе Вы бы открыли музей?
- С кем из литературных героев Вы бы отправились в путешествие?
- Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
- Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
- Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
- Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
- Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
- В какой книге изображён портрет современного поколения?
- К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
- Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
- Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
- Книга как путешествие в прошлое.
- Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понять себя?
- Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?
- Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)?
- Какое из произведений я бы хотел поставить на сцене?
- К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?
- Мои предпочтения в мире кино (литературы, театра, музыки).
- Обо всех и обо мне – подлинное творение искусства.
- В мир какого произведения Вы бы хотели попасть и почему?
- Произведение, адресованное моему поколению.
- Моя любимая книга (музыка, фильм, спектакль).
- Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
- Обращаясь к искусству, я ищу героев, похожих на меня, или хочу быть похожим на героев?
- Чем мне понравился фильм (книга, музыка, спектакль)?
- Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
- Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
- Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
- Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать.
Роль культуры в жизни человека. Влияние искусства на человека.
- Почему тема войны не уходит из литературы?
- Можно ли обойтись без книг?
- Почему тема «отцов и детей» часто присутствует во многих произведениях литературы?
- Помогает ли литература человеку познать самого себя?
- Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
- Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
- Какие поднятые М.Ю. Лермонтовым проблемы современны и сегодня? (По одному или нескольким произведениям М. Ю. Лермонтова)
- Почему литературу часто называют «человековедением»?
- Чтение литературного произведения – труд или отдых?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Помогает ли человеку книга лучше понять себя?
- Почему некоторые книги люди перечитывают?
- Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
- «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (А.С. Пушкин)
- Согласны ли Вы с утверждением о том, что чтение учит думать?
- Литература и кино: соперничество или сотрудничество?
- «Книга для каждого освещает наше личное движение к истине» (М.М. Пришвин)
- Согласны ли Вы с утверждением А.И. Солженицына: «Единственный заменитель не прожитого нами опыта – литература»?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Как Вы понимаете слова Д.С. Лихачёва: «Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни»?
- Может ли книга помочь в минуту отчаяния?
- Как Вы понимаете призыв Н.А. Некрасова: «Служа искусству, для блага ближнего живи»?
- Почему нужно учиться понимать искусство?
- Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
- Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
- Какова роль искусства в жизни общества?
- Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
- Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих?
- Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше разбираться в людях?
Сохранение традиционных ценностей. Рассуждения, связанные с этическими проблемами.
- Какие ещё произведения отечественной литературы могли бы носить название или подзаголовок «Отцы и дети»?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- Как история отражается в литературном произведении?
- Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
- Какие общечеловеческие ценности утверждаются в классической литературе?
- Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- «Беседовать с писателями других веков – почти то же, что путешествовать» (Р. Декарт).
- Сохранить человечность на войне… (По страницам литературы Х1Х-ХХ1 вв.)
- Какое произведение искусства можно назвать великим?
- Нужно ли классическое искусство современному человеку?
- Нужно ли художнику обладать творческой смелостью?
- Как смелость может проявиться в творчестве?
- Чего лишены люди, равнодушные к искусству?
- Как влияют произведения искусства на внутренний мир человека?
- Помогает ли искусство осмыслить реальность и даже изменить её?
- Событие русской истории, запечатлённое в литературе.
- Когда произведение искусства становится бессмертным?
- Книга, хранящая память о великом подвиге.
- Отечественная классическая литература для Вас – это нестареющее наследие?
- Какие проблемы, поднятые классической литературой, актуальны для нынешнего молодого поколения?
- Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
- Согласны ли Вы с мнением, что самое эффективное изобретение в истории – книга?
- Встреча с искусством: не развлечение, а труд души.
- Может ли произведение искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) помочь в решении жизненных вопросов?
- Прикосновение к шедевру искусства – это путь к самопознанию.
- Должно ли искусство откликаться на общественные проблемы?
- Произведение искусства – зеркало или окно в мир?
- Должно ли искусство быть гражданственным?
- Какое литературное (музыкальное, театральное, кинематографическое) произведение прошлого актуально для сегодняшнего дня?